Искусство пантомимы. С чего все началось?
Цирковые большие пантомимы представляют собой сюжетное театрализованное представление, которое предусматривает драматургический обязательный конфликт. Мимы, выступающие в качестве основных действующих лиц, используют, преимущественно, жесты, пластику, мимику и прочие средства цирка и театра, разбавляя это применением акробатики, эксцентрики, клоунады, балетных и конных групп, батальными сценами и феерическими эффектами. В едких случаях в пантомиму добавляют незначительные монологи и диалоги.
Такое искусство, как «пантомима», появилось из народных обрядов, культовых и игровых отправлений. Часто приглашались мимы на свадьбу или иные празднования. Следует заметить, что в виде представлений она известна ещё со времен Древнего Рима и Древней Греции. Именно тогда пантомима отличалась не просто увеселительным характером, но и предназначалась для укрепления рабовладельческого строя. Более нескольких тысяч лет назад на аренах цирка в Риме демонстрировались схватки с опасными зверями, разнообразные виды казни и прочие устрашающие зрелища. В сегодняшний цирк пантомима попала из народных театров и ярмарочных балаганов. Подобная игровая форма способна объединить не просто большие сюжетные представления, но и незначительные пантомимические сцепки, интермедии и клоунады, которыми мимы не один десяток лет радуют публику.
Альперов, являющийся известнейшим российским клоуном, в собственных воспоминаниях приводит до шестидесяти названий пантомим, взятых из репертуара дореволюционных цирковых представлений. Следует заметить, что их сюжеты были достаточно разнообразными - военно-исторические, героические, романтические, пантомимы-феерии и пантомимы-балеты. В большинстве случаев, мимы в них старались представить вольную интерпретацию популярных литературных произведений. К примеру, пантомимы «Стенька Разин», «Хаджи Мурат», «Тарас Бульба» пользовались необычайной любовью зрителей.
Наибольшее внимание постановке пантомим уделялось в дореволюционном цирке. Они пышно и экспрессивно оформлялись, а также были наполнены всевозможными зрелищными эффектами. Роскоши декораций и костюмов, достаточно непростой театральной машинерии придавали первостепенное значение, которое иногда лишающее мимов возможности проявить собственное мастерство и талант. Самыми прославленными пантомимами отличался Чинизелли (петербургский цирк) и московский цирк Никитиных.
Частичное или полное копирование текста без указания ссылки на www.3737.ru в качестве источника запрещено.
|